А какая у нас должна быть «пайдейя»?

Каков идеал, к которому стремятся современные родители и педагоги, воспитывая детей?

После ряда событий, связанных с преступлениями подростков, усилением деятельности экстремистских организаций и религиозных сект по вербовке нашей молодёжи в свои ряды, актуализировались проблемы воспитания. В прессе, по радио и телевидению обсуждаются различные вопросы процесса воспитания. Больше всего уделяется внимания тому, кто должен заниматься воспитанием, называются семья, школа, трудовой коллектив, общественные организации, учреждения культуры, армия и др. Затем обсуждается, какими методами, способами, средствами необходимо воспитывать подрастающее поколение – личный пример, вовлечение в активную духовную жизнь, в творчество, в конкурсы, встречи с интересными людьми и прочее. Но меньше всего уделяется внимание проблеме образа, идеала – какого человека необходимо формировать. В основном, перечисляется множество духовных, нравственных, деловых качеств, которым должен обладать молодой человек, но цельного образа нет. А как можно эффективно воспитывать, формировать, если нет цели?

А какая у нас должна быть «пайдейя»?, фото-1

Этой проблемой занимались ещё в Древней Греции, и греки достигли значительных успехов в развитии культуры, искусства, науки - результат целенаправленного формирования личности. Этот процесс они представляли как формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили при помощи понятия «пайдейя» (pais - ребенок). Целью у них было формирование, развитие гармоничной личности, что включало: духовное, интеллектуальное развитие с помощью наук, и прежде всего, философии, коммуникативное развитие с помощью этики и эстетики (Этическая теория Аристотеля раскрывается в работах "Никомахова этика" и "Евдемова этика"), физическое развитие (олимпийские игры); трудовое, профессиональное развитие. Аристотель утверждал, что каждый должен умело заниматься своим делом.

Поэтому целью воспитания является гармонично развитая личность, основа которого - духовное, коммуникативное, физическое и трудовое (профессиональное) развитие.

А что по этой проблеме думают наши читатели?

Прим. ред. Если отойти от мысли "каким должен быть человек", то каков ваш идеал человека?

А какая у нас должна быть «пайдейя»?, фото-2

Фото из открытых источников

ulsk дети общество воспитание идеал эталон образец учитель развитие
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии