5 октября (18 октября по новому стилю) 1916 года мост был торжественно открыт. Мост собирались назвать «Императорский Его Величества Николая II», но после февральской революции 1917 года его переименовали в мост Свободы.
Новый железнодорожный мост через Волгу в начале XX века был самым большим сооружением такого рода в Европе, его длина с подходами была 2 км 850 м. С образованием Куйбышевского водохранилища и для развития Заволжского района с 1950 по 1958 гг. на базе существовавших ледорезов надстроили опоры. На них установили цельнометаллические стальные фермы, по которым проложили железнодорожные пути и временно пустили поезда. Затем стали наращивать старые опоры на 2,5-8 метров и поднимать 12 пролётов моста в связи с повышением горизонта воды в Куйбышевском водохранилище.
Весной 1958 года завершилось расширение береговых подходов, чтобы проложить автодорогу, и 10 августа 1958 года был открыт новый автомобильный мост через Волгу.