Юбилей художника А.Пластова начинался с лондонским размахом, а обернулся губернаторским скандалом.

Полотна выдающегося русского советского живописца Аркадия Александровича Пластова – живой источник света, радости, жизнеутверждающей силы. В советское время творчество Пластова было знакомо каждому школьнику по репродукциям его картин в учебниках. «Ужин тракториста», «Жатва», «Полдень», «Весна», «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня», «Колхозное стадо», «Купание коней» – признанные шедевры соцреализма.
Картины Пластова о войне проникнуты ненавистью к врагу, убивающему жизнь: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка», «Фашист пролетел».
После Победы художник возвращается к своим любимым темам и ставит перед собой задачу «взрастить искусство радости… смерть кончилась, началась жизнь». Его кисть с новым вдохновением воспевает крестьянский труд, природу родной Прислонихи (в этом селе Симбирской губернии, позже – Ульяновской области родился Пластов), изображает портреты односельчан – «Солнышко», «Из прошлого», «Мама».
За талант, высокое искусство Пластову было присвоено звание народного художника СССР. Он стал лауреатом Сталинской премии за картины «Сенокос» и «Жатва», Ленинской премии – за цикл картин «Люди колхозной деревни», Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (посмертно) – за картины «Костер в поле», «Из прошлого» и портреты современников. Картины художника вошли в собрания Третьяковской галереи, Русского музея в Санкт-Петербурге, Киевского музея русского искусства, многих известных музеев мира.
В этом году, 31 января, исполнилось 120 лет со дня рождения Пластова. По случаю знаменательной даты громких фанфар не прозвучало. Но ряд юбилейных мероприятий все же состоялся. Мемориальная доска была открыта в Москве на доме, где жил и работал Аркадий Александрович (ул. Верхняя Масловка, 1). В залах Галереи искусств на Пречистенке развернулась экспозиция более чем 120 произведений художника под названием «Плащаница Вселенной». Так образно говорил Аркадий Александрович о красоте окружающего его мира: «Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся вокруг на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять, в который раз все с большей убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную, поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному…»
С искренним чувством любви к своему земляку отметили юбилей Пластова в Прислонихе, в Ульяновске – возложили цветы к памятнику художника.
Но самым помпезным празднованием 120-летия художника отличились губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и его окружение. Сначала губернатор объявил об учреждении премии имени Пластова в сумме 500 тысяч фунтов стерлингов (25 млн рублей), а через несколько дней, 23 января, вместе со своей свитой отправился в Лондон проводить презентацию по-царски богатой премии. Все происходило с бесцеремонным размахом и вызвало в обществе множество вопросов. Главный из них – откуда взялись деньги?
Депутат Заксобрания Ульяновской области, руководитель обкома КПРФ Александр Кругликов узнал, что средства на премию губернатор вынул из областного бюджета, не согласовывая собственную инициативу даже с местным парламентом.
По словам Кругликова: «Мы собирались с бизнесменами, депутатами от «Единой России», обсуждали вопрос о премии. Все хором сказали, что были против премии за счет бюджета нашей дотационной области, да еще и презентации ее где-то за рубежом… Такие премии могут быть только за счет спонсорских средств. В Ульяновском заксобрании есть четыре представителя Газпрома, его дочерних подразделений. Могли бы сброситься и учредить какую угодно премию. Зачем же залезать в бюджет?»
Александр Кругликов обращает внимание: «Ни одной премии, подобной по размерам ульяновской, нет нигде – ни в США, ни в Англии. А в России, в дотационной Ульяновской области такая премия вдруг появилась. Единственная в мире!»
Кругликов не является противником премии имени Пластова, чье творчество высоко ценит. Он против подходов, примененных губернатором:
«Почему условия присвоения этой премии не обсуждались ни с кем? Почему для презентации премии имени русского художника был избран Лондон, а не Прислониха, родина Пластова? В делегацию включили одних чиновников».
Губернаторский вояж длился четыре дня. Возвращение губернаторской команды в Ульяновск породило новую волну язвительной критики со стороны населения.
А. Кругликов тут же обратился к губернатору С.И. Морозову с депутатским запросом, в котором, в частности, отмечается:
«Нобелевская премия присуждается авторитетными неправительственными структурами за счет средств фонда Нобеля, сформированного из наследства выдающегося изобретателя Альфреда Нобеля. Пластовская премия учреждена за счет бюджета нашей дотационной области без широкого общественного обсуждения. Критерии определения лауреатов, как и круг лиц, принимающих решение о награждении, неизвестны. Не рассматривался этот вопрос и в Законодательном собрании области. Однако группа высокопоставленных чиновников во главе с Вами уже выезжала в январе 2013 г. в загранкомандировку в Лондон для презентации премии. При этом, насколько известно, в составе этой группы не нашлось места представителям творческой интеллигенции области и сотрудникам музея Пластова…
Прошу предоставить информацию о загранкомандировках за 2012 г. и январь 2013 г. по следующим позициям: страна выезда, период пребывания, список выезжавших, цель командировки, общая сумма затрат на поездку, в том числе транспортные расходы, стоимость проживания, суточные, за счет каких статей бюджета области произведены расходы, результат командировки».
Наблюдательные люди уже подсчитали, что лондонская командировка десяти чиновников стоила полмиллиона рублей! Их тоже взяли из бюджета области. В то же время бюджетных средств хронически не хватает селу, ему выделяется в три раза меньше, чем требуется, нет средств на обустройство водоснабжения. Область остро нуждается в питьевой воде. Недофинансированы здравоохранение, образование. А тарифы ЖКХ растут опережающими темпами. Ульяновцы говорят: «Если бы Пластов знал, что происходит с его краем, как выжимают из людей налоги, чтобы потом начальство вольно обращалось с бюджетом области, то он восстал бы. Художник изображал жизнь в ярких красках, хотел видеть людей счастливыми, не униженными лондонскими презентациями…»

Что в пластовской Прислонихе?
Научный сотрудник музея художника Антонина Николаевна Романова рассказала, что 31 января в селе прошел юбилейный праздник:
– Митинг был многолюдный у памятника художнику. Но руководителей не было. Все уехали в Москву, на открытие памятной доски на здании, где была мастерская Пластова. А в Прислонихе было много цветов. И главное – памятник успели реставрировать. В середине января водитель фуры, не справившись с управлением, столкнулся с памятником Пластову. Погиб человек, пострадал памятник. К юбилею памятник вернули на место…
О премиях имени художника Антонина Николаевна имеет смутное представление. Знает, что существовала областная премия имени Пластова, присуждалась скульптору Церетели, братьям Ткачёвым… О новой международной премии, учрежденной губернатором, Антонина Николаевна не знает.
Зато часами может говорить о Прислонихе и художнике.
Любимая Пластовым Прислониха, по ее словам, сильно обеднела. Было когда-то полторы тысячи населения, осталось около 400 человек. В основном старики, 290 пенсионеров. Молодежи мало, потому что работы – ноль. Школа – начальная, четыре класса, учатся 12 детей. Еще два года назад была восьмилетка. Теперь старшеклассников возят в Языково. Колхоза нет давным-давно. В здании бывшего правления открыли музей. В нем – подлинные работы художника. Экспозицию создавали музейные сотрудники, Николай Аркадьевич Пластов, сын Аркадия Александровича, тоже был художником. Его не стало в 2000 году. Теперь приезжает внук – Николай Николаевич Пластов, тоже художник, живет в Москве. Хранит наследие деда.
Золотой фонд Прислонихи – герои пластовских полотен. Они были на празднике.
– Знаете портрет «Ванюшка Репин»? Живой Ванюшка теперь ходит с двумя палочками. А художника помнит. Сергей Гундоров, Шура Гундорова, Валя Волкова – всех писал Аркадий Александрович. Картину «Солнышко» помните? Мама лежит под яблонькой, ребеночка кормит. Это Шура Ливанова. Она – в селе, и ребеночек вырос… Ниночка Батасова – «Девочка в голубом». Картина «Лето»: мама лежит, а девочка ягоды рвет с веточки. Это Ниночка. Были махонькими, когда писал Аркадий Александрович, а теперь уж и состарились. Но улыбки такие же…
Прислониха еще красива, не все леса от вырубки растеряла, ягоды есть, речки текут, жив пластовский родник. Да что-то непластовское пришло в село, признается Антонина Николаевна. Вроде – юбилей, а невесело…

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии
Exchange Rates
USD 93,927
EUR 100,257