Самый крупный железнодорожный мост Европы
   Размахи были, действительно, императорскими - уже будучи построенным, мост получил негласное звание самого крупного железнодорожного моста Европы. Общая длина сооружения составляет 2800 метров.
   Сейчас в это трудно поверить, но привычного для ульяновцев «старого» моста могло и не быть. Из докладной записки дворянина Д.А. Халкиопова, адресованной Симбирскому Губернскому Предводителю Дворянства, мы узнаем, что в губернии шло обсуждение, что же построить - мост или тоннель: «Несмотря на то, что комиссия инженера Риппаса высказалась против устройства тоннеля вообще и особенно против тоннеля под Волгой (…), на днях в Симбирск приедет Начальник Управления по сооружению ж.д. инж. Вурцель, который известен как особенно настойчивый сторонник тоннеля и противник моста».
   Все дело в экономике
   Споры шли горячие, но в силу геологических особенностей Симбирска от идеи тоннеля отказались. Из этого документа мы узнаём и о причинах соединения двух берегов. Всё дело в экономике. В начале ХХ века были большие проблемы с перевозкой сельскохозяйственных товаров и прочих грузов с одного берега на другой. Это влияло и на развитие всей губернии: «Паромная переправа через Волгу никогда не даст вывести весь возможный груз (…) Если же дорога не будет удовлетворять потребностям грузоотправителя - и самого развития благосостояния края ожидать не возможно». Поэтому в 1910 г. П.А. Столыпиным было принято решение о строительстве ж/д моста через Волгу. А уже весной 1913-го началось само строительство, автором проекта выступил Н.А. Белелюбский.
   Строили всей страной
   В процесс возведения ж/д моста была задействована вся страна: рабочие силы стекались в Симбирск со всей России (Новороссийск, Урал и т.д.); стальные конструкции, к примеру, изготавливались на заводах Донецка, гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся из Екатеринбурга. Европа тоже не осталась в стороне: чугунные трубы и водопроводные принадлежности для соединительных ветвей поставлялись Варшавским чугунно-литейным заводом «К. Рудзкий и Ко». Именно при строительстве нашего моста мостовые пролёты впервые стали изготавливать из кованого железа. Это был прорыв в мировой практике железнодорожного мостостроения! Однако всё шло не так гладко: дважды процесс строительства был прерван - в результате пожара в 1914 г. первая и вторая фермы моста были повреждены, а третья ферма обрушилась вовсе. Общий ущерб от пожара оценивался в 500 тыс. рублей. А в 1915 г. оползень разрушил восемь уже построенных опор аркады, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге. Но несмотря на такие серьезные препятствия, мост был успешно достроен. И уже 5 октября 1916 года было открыто временное товарное движение по мосту, а в декабре открыто временное пассажирское движение на участке ст. «Часовня» - «Симбирск II».
   Интересна история именования ж/д моста: еще до начала строительства мост был назван так: «Императорский Его Величества Николая II». В дореволюционных документах мост часто употреблялся в сокращенных вариантах: «Императорский» или «Романовский». А в 1917 году он был переименован в «Мост Свободы». Сейчас мост носит название «Императорский» и совмещает в себе однопутную железнодорожную и двухполосную автомобильную дороги.
   Современная история моста также не обошлась без трагедий. Напомним, что 5 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов» влетел на высокой скорости в роковой шестой несудоходный пролет и задел конструкцию моста, по которому в это время шел товарный поезд. При столкновении с пролетом моста у теплохода была полностью снесена верхняя палуба. Пролетное строение железнодорожной части моста было смещено на 40 метров. В результате погибли более 170 человек. Произошедшая авария повлекла за собой серьезные ремонтные работы на мосту.
   В настоящее время Императорский мост является важным стратегическим объектом области. Большое внимание уделяется состоянию дорожного мостового полотна. Так, в 2011 году проводилась масштабная замена асфальтного покрытия автомобильной полосы. А в текущем году, по словам специалистов министерства промышленности, планируется полностью отремонтировать верхнюю часть штольни на подъезде к Императорскому мосту.