Закон о ГЧП применим к объектам в сфере культуры

Новый закон о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве был принят после трехлетнего рассмотрения в третьем чтении Государственной Думой и вступит в силу уже в январе 2016 года.

В рамках одной из сессий Пятого Международного культурного форума, запланированного в Ульяновске на 11-12 сентября этого года, пройдет обсуждение этого закона, что станет продолжением темы инвестиций в культуру, которая впервые обстоятельно прозвучала в сентябре 2014 года на площадках деловой программы МКФ-2014. В течение года для Фонда «Ульяновск – культурная столица», как института развития, эта тема постепенно становилась приоритетом деятельности. Были проведены рабочие встречи, консультации, мастер-классы с привлечением экспертов и бизнеса для разработки механизмов использования ГЧП в культуре.

В современных условиях обеспечение высоких и устойчивых темпов развития территории, достижение стратегических целей невозможно без тесного сотрудничества органов власти с представителями частного бизнеса. Поэтому в широком смысле государственно-частное партнёрство – это попытка создать новые механизмы привлечения инвестиций в культуру.

Пилотные практики проектов ГЧП, существующие в регионах Российской Федерации, показывают, что такой подход возможен. Культура сегодня становится одним из главных факторов инвестиционной привлекательности территории, поэтому все чаще мы видим примеры, когда культурные проекты могут выходить на самоокупаемость, а культура и бизнес способны взаимодействовать на равных.

В связи с этим очень актуальным стало известие и том, что новый закон о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве был принят на днях после трехлетнего рассмотрения в третьем чтении Государственной Думы. С просьбой дать комментарии к этому долгожданному документу Фонд «Ульяновск – культурная столица» обратился к исполнительному директору Ассоциации «Центр развития ГЧП» Максиму Ткаченко.

«Закон о ГЧП применим к объектам в сфере культуры, поскольку они входят в перечень, подтвержденный федеральным законом, и являются одними из ключевых инфраструктурных объектов, которые могут быть созданы или реконструированы на принципах ГЧП, – комментирует Максим Ткаченко. – Помочь реализации культурных проектов он может тем, что бюджетные учреждения, которые являются операторами инфраструктуры в сфере культуры, могут участвовать на стороне публичного партнера – государства, чего не было, например, в законе о концессиях. Это большое подспорье для проектов ГЧП, реализуемых в сфере культуры. Также могут помочь и залоговые механизмы, поскольку объект культуры, по нашим оценкам, достаточно ликвидный объект, если он грамотно используется и эксплуатируется. Передача их в залог создаст дополнительные преимущества для финансирующих организаций, готовых вложиться в эти проекты.

Один из таких успешных крупных проектов – проект в сфере культурного наследия, реконструкция музея-усадьбы «Полотняный завод» в Калужской области. Это один из якорных проектов в данной отрасли. Сейчас реализуются аналогичные проекты в Туле и в Рязанской области. Это если говорить о классических концессиях. Также сейчас идет массовая передача в концессию парков и скверов в муниципальных образованиях. Такие примеры есть в Самарской и Московской областях. Еще одна важная составляющая – организация культурных кластеров. Они могут быть реализованы с использованием механизмов ГЧП, как с применением концессионных соглашений, так и соглашений о ГЧП в рамках нового федерального закона».

Закон о ГЧП дает «возможность возникновения права частной собственности на объект соглашения». Полученный в собственность актив можно будет использовать, к примеру, в качестве залога в банках. Государство забирает на себя часть рисков, связанных с изменением законодательства, и у инвесторов будут гарантии окупаемости вложенных средств, если изменятся макроэкономические условия.

В законопроекте теперь появилось понятие «право частной инициативы». В новых условиях работы инвестор сможет подать заявку на строительство или модернизацию объектов, не дожидаясь предложения от властей. После рассмотрения заявка будет выставляться на torgi.ru, и если за 45 дней на нее никто не откликнется, инвестор может заключать соглашение с властями. Но есть и недостаток схемы: в случае, если первый инвестор проиграет торги, он несет расходы, компенсация которых пока не предусмотрена законом.

ulsk закон бизнес культура регулирование
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии
Exchange Rates
USD 94,229
EUR 100,497