Самоходные бурильно-крановые машины широко применяются в промышленном и гражданском строительстве при устройстве свайных оснований зданий и сооружений, опор мостов, трубопроводов, линий электроснабжения и связи, колодцев, ограждений, а также при обустройстве дорог, посадке деревьев и кустарников.
Они представляют собой совместно действующее бурильное и специальное крановое оборудование, смонтированное на шасси серийных автомобилей и тракторов, привод которого осуществляется от двигателя базовой машины или самостоятельной силовой установки. Бурильным оборудованием проходят способом механического вращательного бурения вертикальные и наклонные скважины в талых и сезонно промерзающих грунтах, а специальным крановым - устанавливают в пробуренные скважины сваи, столбы, железобетонные опоры, блоки колодезных облицовок и другие элементы.
Тип основного бурильного инструмента - лопастной бур. Наличие регулируемой гидравликой подачи бура на забой и автоматического регулирования скорости вращения бура у гидравлических машин позволяет выбрать наиболее оптимальный и быстрый режим бурения грунта. Достоинством механических машин является простота в обслуживании, большая "выносливость" и недорогие запасные части.
Бурильно-крановые машины классифицируют по следующим основным признакам: по типу б'азовой машины — на автомобильные и тракторные; по принципу действия бурильного оборудования — цикличного и непрерывного действия; по типу привода бурильного и кран о-в ого оборудования — с механическим, гидравлическим и смешанным (гидромеханическим) приводом; по виду исполнения б урильно-крано в о г о оборудования — совмещенное (бурильное и крановое оборудование смонтированы на одной мачте) и раздельное (бурильное оборудование смонтировано на мачте, крановое — на стреле); по возможности поворота рабочего оборудования в плане — неповоротные и поворотные; по расположению рабочего оборудования на базовом шасси — с задним и боковым расположением у непо - воротных машин, на поворотной платформе — у поворотных.
Главный параметр бурильно-крановых машин — максимальная глубина разбуриваемой скважины (в м). К основным параметрам относятся: диаметр бурения (скважины), угол бурения (угол наклона оси скважины к горизонту), грузоподъемность кранового оборудования. В качестве сменного бурильного инструмента бурильно-крановых машин используются лопастные, кольцевые и шнековые буры, закрепляемые на конце бурильной штанги, которой сообщается крутящий момент и усилие подачи.