Россия догонит Японию по безналичным деньгам через 15 лет

Доля безналичных средств в объеме денежной массы России станет такой же, как сегодня в странах-лидерах по этому показателю, через 12–15 лет. К такому выводу пришли трое исследователей из «Сколково»

Доля безналичных денег – счетов в банках и платежных системах – в общем объеме денежной массы в России в конце 2014 года составила 77,67%. Это больше, чем в США (65,7%), но меньше, чем в Бразилии (88,8%) и Японии (90%). Последние десять лет эта доля увеличивалась на 1 п.п. в год, соответственно, если темпы сохранятся, то 90% она достигнет через 12–15 лет. Эта динамика не распространяется на безналичные платежи.​ Россияне платят банковскими карточками лишь в 4% случаев: в этом они похоже на мексиканцев и поляков, которые рассчитываются безналом в 4 и 5% соответственно. В Сингапуре же, например, население платит банковскими карт​ами в 61% случаев, в США – в 45%, в Германии –​ 33%. Этот парадокс – безналичных денег много, но пользуются ими мало – обнаружили авторы исследования московской школы управления «Сколково» «Безналичная экономика в России: тенденции, перспективы, возможности» (есть у РБК) Евгений Плаксенков, Владимир Коровкин и Егор Кривошея.​ На бытовом уровне российский феномен хорошо известен: население получает зарплату на банковский счет, снимает наличные через банкомат, а потом кладет их на депозиты или платит ими за услуги через терминалы.  Авторы доклада считают, что одна из причин этого в нежелании торговцев переходить на безналичные расчеты. В США, например, до 90% мобильных платежей совершается в кофейнях Starbucks. В России же бизнесмены привыкли к наличным и не спешат отказываться от них: наличные позволяют быстрее проводить операции, многие бизнесмены не умеют работать с безналичными формами оплаты, а кроме того, наличные позволяют манипулировать с налоговой отчетностью. Банки, в свою очередь, в целом склонны полагаться на то, что развитие безналичных платежей неплохо идет и естественным образом, отмечают авторы обзора. «Проблема в том, что безналичные платежи не востребованы, у них сейчас нет конкурентных преимуществ по сравнению с платежами наличными, а в некоторых случаях даже есть недостатки: например, автодилеры часто взимают комиссию при оплате картой», – комментирует исследование исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова. По ее мнению, предприятиям нужны стимулы для перехода на безналичный расчет, например снятие ограничений на прием карт у бюджетных организаций. По доле безналичных денег в объеме денежной массы Россия может достигнуть уровня стран-лидеров раньше, чем через 12–15 лет, – через 8–10 лет, если будет «рыночный толчок»: какая-то крупная компания совершит прорыв. «В роли рыночного игрока, меняющего правила, может выступить одна из крупнейших телекоммуникационных компаний, крупная розничная сеть или компания из области инфраструктурных услуг (транспорт, ЖКХ)», – пишут авторы. Но в России шансы на реализацию такого сценария невелики: нужен крупный игрок с заметными на фоне ВВП ресурсами и высокий спрос со стороны потребителей. А если же процесс подтолкнуть административно, то уровня развитых стран Россия может достичь и вовсе через 5–7 лет: например, если регулятор снимет барьеры в области безналичного оборота. Препятствия со стороны регулирующих органов заключаются главным образом в том, что у каждого регулятора свой взгляд на происходящие процессы,​ и часто эти мнения не совпадают, считает Михайлова.​ 

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов