Просто о франшизе (консультация для новичков)

Предприниматель, выбирающий бизнес идею для будущего бизнеса, наверняка учитывает такую популярную форму организации как франчайзинг. У этой бизнес-модели есть очевидные достоинства, но некоторые особенности франшиз категорически не подходят многим бизнесменам.
Договор франшизы — это своего рода аренда раскрученной торговой марки. Владелец-франчайзер передает предпринимателю-франчайзи право на использование бренда. Условия договора могут быть очень жесткими или оставлять приобретателю франшизы высокую степень свободы, но, как показывает опыт, узнаваемые бренды устанавливают строгие рамки. Вместе с фирменным знаком и растиражированным именем франчайзи получает атрибуты марки, прогноз окупаемости инвестиций, разработанную методику привлечения клиентов, дизайн-проект и многое другое.
Цена франшизы
Есть очень дорогие франшизы, как правило, принадлежащие компаниям с мировым или европейским именем, но эту форму работы все чаще выбирают и небольшие фирмы, торгующие, например, бижутерией, кофе на вынос, выпечкой и т.п. Такая франшиза может стоить от$3 000-4 000. Для открытия магазина брендовой одежды или обуви потребуются десятки тысяч долларов. При покупке франшизы нужно внести вступительный взнос, кроме этого, каждый месяц придется выплачивать фиксированный процент с оборота — роялти (3-5%).
В каталогах франшиз представлены десятки предложений, многие из которых узнаваемы и успешно работают.
Выгодно ли работать по франшизе
В работе по франшизе есть преимущества, которые оценят как опытные, так и начинающие предприниматели:
  • Франчайзер проводит обучение персонала и информационную поддержку. Купив франшизу, вы получите опробованную и эффективную методику ведения бизнеса, рекламные разработки, систему обслуживания. Все проблемы, которые начинающий предприниматель вынужден решать самостоятельно и не всегда успешно, вы минуете благодаря опыту хозяина франшизы.
  • Первый, самый опасный для бизнеса, этап становления вы пройдете безболезненно. Ошибки в бизнесе стоят дорого, но франчайзер заинтересован в жизнеспособности вашего предприятия. Франшизы окупаются быстрее, чем самостоятельно открытое дело.
  • Вам не придется завоевывать клиентов, если вы начнете работать под раскрученным брендом.
  • Профессиональная система планирования, разработанная франчайзером — это возможность не рассчитывать расходы и прибыли. Если вы согласны действовать по точному плану, франчайзинг придуман специально для вас.
  • Отсутствие конкурентов — еще один немаловажный фактор в достижении успеха. В договоре всегда указана территория, на которой не могут появиться соперники, работающие под тем же брендом.
Недостатки работы по франшизе
Совершенства не существует, есть недостатки и у этого способа ведения бизнеса:
  • Цена может быть очень высокой. Особенно дорого придется заплатить за возможность работать единолично в регионе или городе.
  • Отсутствие свободы решений не по душе многим предпринимателям. Стандарты франчайзера придется строго соблюдать. Требования могут касаться выбора помещения в указанном районе, оборудования, фирменной одежды персонала, закупок продуктов или товаров у определенного поставщика и пр.
  • Неприятности у основателя бренда отражаются на репутации франчайзи.
  • Владелец сети может обанкротиться и закрыть компанию. В этом случае предприятие закрывать не нужно, но новое название придумывать придется.
Вам подходит франчайзинг, если:
Вы не хотите стартовать с нуля и развивать бизнес на свой страх и риск.
Вы не слишком дорожите независимостью и собственными идеями относительно развития бизнеса, и готовы соблюдать правила франчайзера.
Вы готовы выплачивать определенную часть от оборота, даже если ваша деятельность окажется убыточной.

Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.