«Баядерка» (1877) — последний трагический балет Мариуса Петипа и первый в ряду его шедевров, балет баядерка Это красочное, слегка ностальгическое прощание 58-летнего мэтра петербургского балета с романтическими иллюзиями и близкой его сердцу мелодрамой.

До глубокой старости Петипа оставался галантным поклонником прекрасного пола. Для него женщина — символ балета. Мужчине Петипа отводил скромную роль галантного кавалера прекрасной дамы. Такова основа его балетной эстетики, по канонам которой создана и «Баядерка». Об этом пишет в воспоминаниях балерина Екатерина Вазем, создательница партии Никии. Ее партнером на премьере в петербургском Большом театре был Лев Иванов, будущий постановщик бессмертных лебединых сцен в «Лебедином озере».

«Баядерка» — образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века — эклектизма, который французы называют то стилем Наполеона III, то необарокко. Эпоха эклектизма оставила потомкам замечательные произведения искусства — роскошное здание Парижской Оперы и казино в Монте-Карло архитектора Шарля Гарнье, картины и гравюры Гюстава Доре и Жана Моро.

Премьера балета состоялась 135 лет назад в Мариинском театре. С тех пор спектакль не сходит со сцен крупнейших театров мира. В разные годы главные партии в нем исполняли А. Павлова, А. Шелест, Г. Комлева, А. Волочкова и многие другие. 

Спектакль подарит зрителю наслаждение кристальной точностью и поэтической одухотворенностью сольного танца, четкостью и изяществом рисунка кордебалета. «Баядерка» 2012 года – третья постановка балета в Самарском академическом театре оперы и балета. В спектакле заняты ведущие солисты самарского балета. 

Баядерки — это особенный класс индийских женщин, назначение которых петь и танцевать перед пагодами.

У Индийцев не бывает ни одного празднества без того, чтобы в нем не участвовали баядерки и музыканты, аккомпанирующие их танцам песням. Танец баядерок религиозный в этом нет сомнения, танцуя они совершают таинства их религии. Смотря на танец баядерок легко понять, что к божеству, которого они считаются супругами, относятся их взгляды, жесты, его подвиги, напоминающие их танцы, с кинжалами или саблями, их экстаз показывает их участие в божеской природе, согласно господствующей индусской религии, идеи пантомимы или уничтожение отделенных душ в великой душе божества. Приготовляясь танцевать, баядерки, своей осанкой, позами, выражением лица, как бы говорят зрителям: "Идите же скорее, огонь сладострастия уже бушует в нашей крови".

Танец баядерок очень древен; не говоря уже о священных книгах индусов, в которых об этом танце упоминается. Греческий историк Арриен, живший во втором столетии нашей эры, как бы напоминает на него в восьмой главе его Indica, где он говорит о танце, которому Бахус научил народы Индии. В каждой большой пагоде есть много молодых девушек, посвященных божеству, в честь которого построена пагода. Девушек этих называют Devadasis. Должность их состоит в служении в этих храмах.