Три месяца ливановскому погрому

Анализ работы нового закона об образовании ученые и педагоги проведут на массовой акции протеста

Как сообщает портал «Свободная Пресса», представители научного и педагогического сообщества Всероссийской массовой акцией протеста призывают отметить первые три месяца действия нового закона «Об образовании в РФ». Напомним: в силу он вступил 1 сентября этого года. Цель мероприятия, проведение которого запланировано, соответственно, на первый день декабря, уже заложена в его названии – «Остановить погром в образовании».

Организаторы и участники: межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель», профсоюз «Университетская солидарность», профсоюз «Студенческое действие», Гражданская инициатива за бесплатное образование и другие приглашают на акцию всех, кто имеет отношение к образованию, и кого волнует, «какое будущее ждет наших детей».

«Общий сбор» объявлен неслучайно. Его устроители убеждены, что новый закон не только не решил имеющихся в образовании проблем, но лишь усугубил их. И даже создал новые угрозы.

Одна из самых болезненных для педагогического сообщества тем – подушевое финансирование, которое, «приводит к удушению детских садов, школ и вузов». Как отмечают в профсоюзе «Учитель», нормативы финансирования, устанавливаемые произвольно органами власти, по сути, «являются способом «узаконить» недофинансирование образовательной сферы. И уродливым проявлением этого стала повсеместно развернувшаяся практика слияния (а фактически - уничтожения) детских садов, школ, учреждений дополнительного образования и вузов».

«При таком финансировании в первую очередь страдают, так называемые малокомплектные школы, - говорит сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель», преподаватель истории Александр Кондрашев. - Они, соответственно, меньше получают денег, а значит, для них это уже вопрос выживания. При этом нет единого критерия, какую школу можно считать малокомплектной? В каждом регионе – своя система, но всюду политика такая, чтобы эти школы закрывать. Такое происходит по всей России, и никакой защиты этим школам нет.

«СП»: - Получается, что сельские школы просто обречены?

- К этому идет. Там просто нищенские зарплаты, поскольку расчет идет за ученико-час. То есть, если в одном классе 15 учеников, в другом – тридцать, зарплата будет тоже в два раза различаться.

«СП»: - А вообще как обстоят дела с учительскими зарплатами? Обещали же их существенно поднять…

- Задача была поставлена, чтобы на бумаге средние зарплаты выросли. И это делалось всеми методами. Конечно, в отдельных случаях зарплата стала заметно выше. Но большая часть – это различные махинации, чтобы, вроде как, повысить зарплаты, не повышая расходов. Это различные сокращения, увеличение нагрузки, уплотнение классов, сокращение совместителей. Просто подтасовки. Например, данные, которые предоставляют чиновники, совершенно не совпадают с данными Росстата. Там разница где-то в полтора раза.

«СП»: - Почему?

- Потому что никто не понимает, как считают. Беда в том, что тех, кто контролирует исполнение указа, интересуют исключительно данные на бумаге. И чиновники любым способом делают, чтобы в отчетах все выглядело очень хорошо. При этом реальные зарплаты не растут. Чтобы росли, нужно, с одной стороны, сделать прозрачной саму систему начисления и расчета зарплаты. Во-вторых, просто повысить расходы на это. Потому что без этого – не давая больше денег – ничего не получится.

«СП»: - А больше денег давать не стали?

- Не могу сказать за всех. Где-то, возможно, стали. Но не столько, сколько нужно, чтобы реально выполнить указ. Как отчитываются? В декабре 2012 года сказали, что средняя зарплата учителя достигла каких-то невероятных высот. Но в декабре просто выплачиваются премии за год и все надбавки. Посчитали все вместе – получился рост. А то, что в январе люди получили чуть ли не в два раза меньше – это замалчивается. Вот эти официальные данные мы отслеживаем сейчас на специальном сайте. Но в будущем хотим провести мониторинг реальных зарплат с помощью анкетирования, сбора расчетных листов и т.д. Только не надо думать, что нас беспокоят только зарплаты. Новый закон позволяет любого учителя просто уволить по совершенно надуманным основаниям, а директора школы вообще без объяснения причин.

«СП»: - Директор тоже бесправен перед чиновниками?

- Получается, так. Потому что с директором договор можно разорвать в любой момент. И поэтому директору нужна очень большая выдержка, чтобы защищать свой коллектив, а не себя. И не следовать слепо указаниям начальства. Но и учителя тоже совершенно у нас не защищены. Об этом говорят десятки, сотни вот таких непонятных случаев увольнений педагогов, о которых нам известно. И реально же увольняют не тех, кто что-то плохое сделал. Увольняют тех, кто неугоден. Кто недоволен оплатой труда, кто недоволен кумовством, которое часто процветает в школах, когда есть директор и пять-десять его приближенных, получающих все стимулирующие надбавки и все лучшие часы…И есть все остальной коллектив – несколько десятков человек, которые все находятся на крючке у администрации, собственно, потому что в любой момент их можно уволить.

«СП»: - Кому вы обращаете свои претензии? Министру образования, депутатам, президенту?

- Резолюцию мы направим всем. Но, конечно же, обращаемся не только к власти, но и к обществу. Власть уже наши требования слышала и проигнорировала их. Но, мне кажется, в целом важно сформировать запрос общества на качественное образование. Чтобы общество понимало, что ему это нужно. Потому что если не только профессионалы, но вообще граждане России будут это осознавать, то все вместе мы многого добьемся. Иначе, о каком будущем страны, ее научном развитии может идти речь при таком образовании, как сейчас?